Поиграв в долгожданную демоверсию игры, и прочитав многочисленные её обсуждения, я смог более-менее систематизировать свои впечатления, и они оказались весьма двойственным. В этом обзоре я и попытаюсь их выразить, передать ощущения от игры, ну и заодно поделится известными способами борьбы с проблемами демоверсии Civilization V.
Демоверсия конечно довольно ограничена, как по содержанию, так и по длительности в 100 ходов, но основные идеи игры можно рассмотреть и на пример имеющегося. А ограничение в 100 ходов игры при наличие прямых рук преодолевается элементарно, причем без каких-либо там изменений в игре, не говоря уже таких вещах, как взлом. Пост разумеется полностью авторский и по сути является предварительным обзором игры.
"Идеальная игра — это последовательность интересных выборов" - Сид Мейер
Во первых 5-я цива, это совсем не то, чего я ожидал, это не в коей мере не продолжение 4-й цивилизации, и даже не 3-й, это переосмысление идей 2-й. Современное, заключенное в яркую и красочную графику, с множеством нововведений, но это именно очередное продолжение 2-й цивилизации, коих было не менее 3-х, и это не включая Альфа Центавру. Если 3-я и 4-я цивилизации шли по пути постепенного усложнения игры, увеличения количества элементов игры, введения множества факторов за которыми должен следить игрок, и двигались по направлению к симулятору управления империей, то 5-я цивилизация отбрасывает все ненужные детали, и концентрируется исключительно на движении к победе. Все что отвлекает от этого движения было нещадно вырезано и выброшено за ненадобностью. Сложные расчеты процентов прибыли и продвижения научного прогресса, многочисленные таблицы с десятками показателей, все это разом стало ненужным старьем.
Начнем новое путешествие, а вернее вернемся к уже начатому |
Причем что самое любопытное, игра по прежнему верна заветам Сида Мейера, а в чем то даже сильнее чем прошлые части серии. Например как было указано в эпиграфе, игра это прежде всего выбор а ведь здесь как раз выбору уделяется большее значение. Выбрать ту или иную ветку социальной политики, это не просто выбор нужных цивиков в 4-й части, которые можно было всегда сменить, выбор "политики" определяет весь дальнейший ход игры. Каждая из веток дает определенные бонусы, это или ускорение строительства, или ускорение найма войск, или же дополнительная пища для городов.
Всего существует десять веток социальных политик, из которых можно изучить только пять. |
Изучив все пять доступных веток, можно начать строительство "Проекта Утопии", который обеспечивает культурную победу в игре |
Основные ресурсы, такие как наука, золото, счастье, культура, счетчик "золотого века", а также доступные стратегические ресурсы из известных игроку. |
Игра не позволяет заниматься простым строительством империи, здесь каждый шаг, каждый выбор направлен на путь к победе, или же от неё. Здания снова требует денежного содержания, как и в прежних играх серии, а теперь содержания стали требовать ещё и дороги. Если раньше выбор что строить во многом определяло время, то теперь необходимо выбрать что важнее, колизей который дает прирост к счастью, и который позволит добавить ещё нескольких горожанин, и приблизить золотой век, или же библиотека которая даст прирост к производству науки, а может храм который дает прирост культуры и позволит быстрее осваивать новые социальные политики вместе с пригородными тайлами.
Городской экран, список доступных для постройки строений слева, уже построенное справа сверху. Слева вверху количество производимых городом ресурсов. |
Этому городу требуются драгоценности, когда он их получит, в городе начнется праздник в честь правителя, то есть меня. |
Даже исследование мира играет здесь большую роль, чем в предыдущих играх серии, ведь если раньше кроме деревушек на карте из нейтральных объектов почти ничего и не было, а их ценность со временем падала, то сейчас на карте можно обнаружить и новые объекты, это города-государства, и природные чудеса.
Города-государства мало того, что при обнаружении дарят небольшой денежный дар, так ещё и снабжают простенькими квестами, за выполнение которых можно получить их благосклонность. Уничтожил другой город-государство, который был заклятым врагом данного, и вот уже вы с ним союзники, можете спокойно проходить через его территорию, и получать ресурс, которым владеет этот город-государство. Но отношение со временем падает, и чтобы его поддерживать, необходимо дарить деньги и юнитов. А требуют они очень много. Самый дешевый подарок стоит 250 золотых. Очередное проявление выбора, а нужен ли этот город-государство игроку, или нет. Вдруг у него есть ценный ресурс, который как раз и требуется, например лошади, чтобы обучить несколько всадников. И ведь в отличие от предыдущих частей, лишними ресурсы не бывают. К тому же за связи с городами государствами игрок получает культуры, а дополнительная культура на исследование "социальных политик" всегда полезна. Решение об их ограниченности резко повысило их значимость, и вот теперь лишь ещё один источник тех же лошадей в распоряжении игрока, может изменить всю историю этого мира.
Типичный город-государство Флоренция. |
Большой барьерный риф, например. |
Одним из ключевых нововведений 5-й части, стало введение системы "Один юнит на тайл"(ОЮНТ), и если в 4-й части основная боевая тактика состояла в подборе стека, который смог бы победить вражеский стек, то сейчас все стало намного сложнее и интереснее.
Обычный воин. |
Воины просто подошли к воде и сели на неизвестно где добытые корабли. Непривычно, но довольно удобно. |
Сила города 20, с учетом дистанционной атаки должно быть прилично для этой эпохи. |
Если же говорить о дипломатии и особенностях цивилизаций, то тут и сказать по демоверсии пока нечего. У цивилизаций по прежнему есть уникальные юниты, а вот особенности лидеров достаточно необычны по сравнению с 4-й цивой. Например у Дария I, во время "золотого века" все юниты получают +1 очко хода, и +10% к силе, а сам золотой век длится на 50% дольше. А значит чем счастливее его народ, тем сильнее его армия и тем чаще проводятся завоевательные походы. А значит ему придется особенно усердно искать природные чудеса и строить колизеи с цирками.
Интересная особенность у Цезаря. |
Да и у Бисмарка тоже, чем больше варваров, тем ему лучше. |
В окне дипломатии английская королева Елизавета. |
Ну и если говорить о плохом, то это интерфейс, он весьма неудобен. Это либо огромные всплывающие окна в половину экрана, чтобы закрыть которые приходится зачастую искать маленький крести, либо же опять маленькие кнопки панели управления юнитом, где приходится тщательно присматриваться к значкам, чтобы не промахнуться. Причем огромные круглые значки юнитов и зданий занимают на экране уйму места, те же полосы набора опыта и здоровья занимают место едва ли не больше чем вся панель управления юнитом. Чтобы передвинуть горожан с обрабатываемых ими тайлов, приходится минуты три только пытаться понять, как это сделать и куда жать. Различных видов карт стало намного меньше и разобраться в эффективности тех или иных земель легче всего по памяти. Различных таблиц с показателями и счетом стало не в пример меньше, но информации в них содержится меньше, а действительном уровне технологий соперников, можно узнать разве что из сообщений, что тот или иной игрок перешел в такую-то эпоху. Также очень неудобно, что новости появляются в правой части экрана, а панель команд для юнитов в левой, обычно наоборот. Для лучшего обзора владений в игре есть возможность переключится в специальный режим 2d, в котором только и можно разобраться на поздних этапах, кто где стоит и что где есть.
Режим 2d раз. |
Режим 2d два. |
Сердце любой Civilization это её древо технологий. |
Ну и краткое подведение итогов. Эта игра в корне отличается от двух предыдущих частей серии. Это не сочетание симулятора управления империей и околовоенной стратегии с передвижением войск, захватом городов и прочих занятий, который представляли собой 3-я и 4-я части. Civilization 5 только внешне выглядит как пособие по развитию империй и модель развития человечества. Это именно динамичная стратегия, где каждый элемент крепко связан с другим, а игровая механика позволяет идти к победе совершенно различными путями. Это игра которая позволяет если и не пройти путь от древности до космоса за один вечер, но попытаться сделать это не отвлекаясь на различные множители прибыли налогового дохода по каждому из городов. Жертвой этого стала возможность ощутить себя правителем империи, дотошно разбираться в десятках различных сводок и мирно строить своё государство, ориентируясь в десятках множителей и факторов, ощущая реальность мира. Она довольно красива, не слишком требовательно, а интерфейс со временем исправят, к тому же она довольно гибка для моддинга, и появление множества различных модов не за горами.
1. Sid Meier's Civilization V это не продолжение развития игр серии, это не шаг назад, или вперед, это движение в сторону. И движение идейно основанное на Civilization II, а не более поздних III и IV частях.
2. Игра стала намного проще, но не легче, из игры были убраны многие необязательные элементы, все что замедляло игрока в принятии решений, отвлекая его внимание от основных игровых задач. Вместо этого игрок может полностью сосредоточится на игровом процессе, как пути к победе.
3. Что закономерно следует из предыдущего пункта, игра больше не симулятор управления империей. Здесь не ощутишь себя настоящим правителем ведущим свою империю через тысячи лет истории от первобытного невежества, к звездному космическому будущему. Здесь игрок это именно стратег, передвигающий по карте игрушечные фигурки войск, обдумывающий штурм вражеских лагерей и пути подвода подкреплений.
4. Игра стала намного гибче и разнообразнее, массивы различных показателей и возможностей в 4-й циве приводили к тому, что по сути разница между путями развития почти исчезала. Выбор между чудом света дающим +10% культуры и +20% к золоту, или же чудом которое дает +15% к золоту и +15% культуры был в общей перспективе неважен. Особенности лидеров хотя и меняли характер игры, но не делали ту или иную цивилизацию подлинно оригинальной, ибо не давали ничего, чего нельзя добиться при развитии. В 5-й же циве особенности лидеров вынуждают изменять свой стиль игры, охотится на варваров за Бисмарка, или же заботиться о народном счастье за Дария.
P.S. Советы по решению некоторых проблем связанных с демоверсией игры.
Демка хоть и рассчитана на 100 ходов, но эти ходы банально изменяются через арт-маней. Никакого тебе взлома игры, банальное читерство. Но она все равно очень урезана и в плане цивилизаций и в плане технологий, так что с полной версией игры все равно придется ознакомится.
Игра вылетает сразу же после запуска, даже не удается просмотреть вступительный ролик игры.
1. Отправится в папку My Documents\My Games\Sid Meiers Civilization 5\ и открыть файл usersettings.ini в блокноте, найти там строку SkipIntroVideo = 0 и изменить её на 1, отключив тем самым заставки.
2. Проверить не на русском ли языке у вас папка "Мои документы", путь к файлам цивы в Моих документах не должна содержать кириллицы, поэтому изменяем папку "Мои документы", на
"My Documents" например. Для этого в XP
Правой клавишей мыши на ярлыке "Мои документы" -> Свойства ->
И вписать туда другую папку не содержащую в названии кириллицы.
3. Наверное для Windows 7 больше всего подходит этот вариант. Создать на компе админский аккаунт, с именем пользователя НЕ содержащим кириллицы и из под него запускать игру при включенном стиме.
После запуска черный экран и ничего не появляется.
Для начала просто немного подождите, скорее всего игра может просто не смогла воспроизвести видео, но сейчас грузится, так что вскоре появится меню. Ну а потом видео и отключить можно.
Открыли Оптику, она позволяет сухопутным войскам плавать в прибрежных водах. |
Плавания. |
Великий Маяк теперь ускоряет военные корабли и увеличивает дальность их обзора. |
А Великая Стена же делает перемещение по своим землям куда быстрее. |