Трудно сказать, какую игру поклонники серии Divinity ждут больше: Dragon Commander или Original Sin, но факт остается фактом – геймеры пристально следят за судьбой обоих проектов. Бельгийские кузнецы-волшебники из Larian Studios решили выковать сразу две разноплановых игрушки, явно рассчитывая, что хотя бы одна из них да и выстрелит. Но даже сейчас, когда до выхода “Драконьего командира” и “Грехопадения” остается не так много времени, нельзя быть уверенным наверняка, что вот эта игра заслужит лавры и почета сонм, а вот эта с треском провалится. Вполне возможно, случится обоюдная оказия, а может быть, оба продукта творчества бельгийцев смогут достичь вершин успеха. Поживем – увидим. Поиграем – выясним. Пока что можем только гадать, собирать информацию по крупицам да довольствоваться закрытыми показами. Да, на одном таком мероприятии мне удалось побывать недельку-другую назад, правда, посмотреть я смог только на Dragon Commander. Именно посмотреть – поиграть не дали, зато во всех подробностях рассказали, что такое Divinity: Dragon Commander, с чем эту игру нужно есть, какими острыми специями она приправлена и под каким соусом подается.
Действительно, что же это за зверь такой - Dragon Commander? В первую очередь это эксперимент от Larian Studios. Если с Original Sin все более-менее ясно – на нас смотрит, ласково и добродушно улыбаясь, классическая ролевая игра, – то Dragon Commander по первости вызывает легкое недоумение, а вместе с этим и жгучий интерес. Проект совмещает в себе сразу несколько жанров: тут вам и натуральная TBS, и RPG, и динамичная стратегия в реальном времени. В иных моментах Dragon Commander и вовсе перевоплощается в экшен с видом от третьего лица – в тех случаях, когда под контроль геймера переходит летающая ящерица: дракон с джет-паком и по совместительству Пламенный Рыцарь. Здесь следует отметить, что действие Dragon Commander разворачивается за тысячу (а то и более) лет до событий, описанных в Divine Divinity. Мир все тот же – Ривеллон, но он разительно отличается от того Ривеллона, к которому все успели привыкнуть. Разумные существа в Dragon Commander используют разного рода технику, у них есть корабли, современные летательные аппараты и роботоподобные наземные войска, они знают, что такое огнестрельное оружие, ракеты и пушки. Ци-ви-ли-за-ци-я! И никакого упадка, никаких вам мечей, деревянных луков, кольчуг и прочего примитивизма. Жить бы всем в дружбе и согласии, пожинать плоды прогресса да радоваться, но нет – ярким пламенем война пылает.
История Dragon Commander наполнена интригами, предательствами и подковерной борьбой в стиле Game of Thrones. Не своей смертью умирает честный и благородный император. Его детки, видя подобное положение дел, открывают сезон охоты на отцовский трон. Мутит воду и одна коварная и очень властная дамочка, привнося еще больше хаоса и в без того раздробленный мир. Спасти Ривеллон может только один человек, и не человек даже, а самый настоящий Рыцарь-Дракон – находящийся в изгнании внебрачный сын почившего властителя. Именно к нему приходит знакомый всем по серии Divinity могущественный волшебник Максус, предлагая свою посильную помощь в объединении империи под властью нового правителя – Пламенного Рыцаря. В обмен на сотрудничество умудренный сединами колдун выставляет воистину драконовские условия, но протагонист все равно отвечает согласием на предложение Максуса, хотя от этого может радикально измениться судьба всего Ривеллона.
Оппозиционно настроенный принц живет если не припеваючи, то весьма в комфортных условиях – под его началом находится громадный воздушный корабль “Ворон”, укомплектованный по высшему разряду. На борту бороздящего небеса судна есть зал совещаний, в котором царственная особа общается с послами и принимает решения политического характера, тут же имеется технический отсек, где проводится модернизация войск и изучаются новые технологии, присутствует командный пункт с расположенной в центре комнаты глобальной картой мира. В баре принц может пообщаться с членами экипажа в неформальной обстановке, в тронном зале – отметить крайне важные события (например, свадьбу), а в комнате принцессы, если протагонист уже успел связать себя узами брака – полюбоваться на оную, поговорить с ней по душам да просьбы выслушать. “Ворон” предстает в игре этаким аналогом “Нормандии” из Mass Effect, но с одним существенным отличием – по кораблю своими ножками не походишь. Перемещение между отсеками осуществляется мгновенно, стоит лишь нажать соответствующую кнопку в меню.
Уже сейчас можно сказать, что на борту “Ворона” игрокам придется проводить очень много времени, что и понятно – мириады дел, сыплющихся на принца как из рога изобилия, не терпят отлагательств. К герою на каждом шагу лезут с вопросами, просьбами и требованиями, с ним постоянно кто-то хочет встретиться и пообщаться. Например, те же послы-советники, страсть как желающие обсудить важные и не очень вопросы. Местом их постоянной дислокации является зал совещаний, но если они очень хотят продвинуть какую-нибудь идею за спиной своих коллег, они могут достать (в прямом и переносном смысле) протагониста в том же баре. Всего советников пять, и каждый из них представляет интересы той или иной расы, коих в Divinity: Dragon Commander, не считая людей, пять: нежить, ящеры, эльфы, бесы и гномы. Мертвяки помешаны на своей религии, эльфы с пеной у рта защищают столь любимую ими природу, ящеры – либералы до мозга костей, гномы являются прожженными капиталистами, а бесам, кажется, начхать на все, окромя взрывного дела. Они настолько любят делать “ба-бах” и “бум-бум”, что даже случайно взорвали свою принцессу, заранее лишив принца возможности предложить ей руку и сердце.
“Мы такие разные, но все-таки мы вместе”. Помните эту фразочку? Можно ли ее применить в отношении советников? Ничуть. Высокопоставленные господа преследуют свои цели, каждый из них тянет одеяло в свою сторону, и принцу приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы угодить всем и каждому. Но получается далеко не всегда. Если достичь консенсуса по тому или иному вопросу не представляется возможным, герой имеет полное право принять то или иное решение в разрез с мнением остальных, что может привести к непредсказуемым последствиям. Нет, глубокоуважаемые послы не выйдут из совета, не объявят войну, но их отношение к принцу, если они с ним не согласны, с большой долей вероятности изменится в худшую сторону, в результате чего царственная особа лишится их поддержки. Но принц может сделать ход конем, предложив своим “коллегам” поучаствовать в старом как мир действе – голосовании. Хотя и тут есть свои подводные камни. Если совет придет к решению, которое, в свою очередь, совершенно не устраивает принца, ему все равно придется выполнять достигнутые ранее договоренности. Дипломатия, будь она неладна. Но как раз таки с оной в игре все ладно – участвовать в переговорах, обсуждать насущные вопросы и выискивать пути решения проблем, стараясь извлечь максимальную для себя выгоду, в Dragon Commander действительно интересно.
Но на советниках свет клином не сходится – на борту “Ворона” есть и множество других персонажей. Принц может забежать к волшебнику Максусу, заглянуть на огонек к бесу-механику, пообщаться с многочисленными генералами в координационном центре, а то и пропустить с ними чарочку-другую у барной стойки. Некоторые представители генералитета, кстати, поначалу не особо доверяют принцу, считая его молодым неумехой, у которого на губах еще молоко не обсохло, но если герой прислушивается к их пожеланиям, решает их проблемы, а также не на словах, а на деле доказывает, что умеет сражаться, то его авторитет в их глазах постепенно возрастает. Или наоборот, падает, если Пламенный Рыцарь ведет себя неподобающим, с их точки зрения, образом. Примерно по такому же принципу проходит общение и с другими членами экипажа “Ворона”, хотя принцессы здесь слегка выбиваются из общего ряда.
Советники то и дело сватают принцу своих дочерей, яро желая породниться, и если тот отвечает согласием, в тронном зале быстро играют свадебку, после чего герой сталкивается с целым ворохом проблем, которые ему приходится разрешать, чтобы и хорошие отношения с родителями невесты сохранить (еще бы, ведь брак приносит ощутимые дивиденды), и ее, родимую, удовлетворить. Вот взять ту же мертвячью принцессу – она сильно жаждет обрести себе новое тело, ибо ее – костлявое и не слишком приглядное – порядком ей уже надоело. Пройдя через огонь, воду и медные трубы в рамках самого настоящего сюжетного ответвления, принц может либо “подарить” ей живое тело, что принцесса категорически приветствует, а ее родители – совсем даже нет, либо наградить ее телом механическим, что и консервативную нежить устроит (девица, конечно, без царя в голове, но хоть не мерзопакостная плоть, и то хорошо), и капризную женушку хоть отчасти, но порадует. Хм… Вот мне интересно, как они будут наследников плодить – Рыцарь-Дракон и Женщина-Металл? По Маяковскому? С другой стороны, если принц выбирает себе в качестве жены, простите, не шибко живую, хоть и одухотворенную девушку, то он изначально знает, на что идет.
Но пора двигаться дальше. Первый уровень Divinity: Dragon Commander – корабль “Ворон” – успешно проходит проверку экзаменационной комиссии в лице моей скромной персоны. Блуждать по кораблю, общаться, следить за жизнью своих подопечных, проводить дипломатическую работу и выстилать благими намерениями дорогу сами знаете куда – все это радует и увлекает. Общие положительные впечатления усиливаются и наличием не обделенных харизмой персонажей, и приятным графическим оформлением, которым, кстати, уже не может похвастать второй уровень Dragon Commander – стратегический. Нельзя сказать, что глобальная карта смотрится непрезентабельно, но находится она на уровне первых двух частей серии Total War, пусть и в несколько облагороженном варианте. Но тут никаких претензий в сторону разработчиков предъявить нельзя – карта в Dragon Commander, вы уж простите за повторы, картой и является – обычной такой, по-военному суровой, на которой сделаны лишь самые необходимые пометки да расположены фишки, олицетворяющие собой определенные типы войск и строений.
Карта разделена на множество заселенных представителями тех или иных рас провинций, одни из которых принадлежат врагу, другие находятся под властью принца, а третьи являются бесхозными. Также имеются моря и акияны. На подконтрольных территориях Рыцарь-Дракон может возводить полезные и нужные здания, увеличивающие, к примеру, приток золота в казну или же позволяющие царственной особе нанимать специфические боевые отряды. Обучив войсковое соединение, герой вправе отправить его на завоевание близлежащего региона. Если провинция никому не принадлежит, она сразу же переходит под власть принца, если же территория занята противником, начинается битва. Нести знамя Пламенного Рыцаря можно доверить одному из генералов – в таком случае сражение проводится автоматически. Есть и другой вариант - герой спускается с борта “Ворона”, перевоплощается в огнедышащую рептилию и летит жарить супостата. Пошаговый режим (а именно он царит на стратегической карте, да и на борту “Ворона” на нем все завязано) на время отправляется в небытие, уступая место третьему уровню Dragon Commander – тактическим поединкам в формате “real-time”.
Представленный на показе билд не мог похвастать должным уровнем графики, так что выносить оценочные суждения по этому поводу я не буду. Лучше просто взгляните на прекрасные скриншоты, которые говорят сами за себя. Красота! Но феерия взрывов, вспышек, огня и магии – это хорошо, конечно, но что там с самими сражениями? На первый взгляд ничего оригинального предложить они не могут. Есть поле боя. Противоборствующие группировки появляются на разных концах карты. Каждая армия спешит захватить ключевые точки, являющие собой площадки для строительства баз и защитных турелей. Следующий этап называется “наплоди больше юнитов, чем противник, собери все отряды в стальной кулак и зазергуй оппонента до смерти”. Вот, вкратце, описание отдельно взятого тактического сражения. К сожалению, мне не удалось посмотреть на битвы, где принимали бы участие воздушные и морские отряды – может, там дела обстоят значительно веселее, - но противостояние пеших юнитов показалось мне хоть и зрелищным (с поправкой на “прелести” картинки, представленной в билде), но откровенно скучным. Знай себе, кликай по иконкам с войсками, плоди их и размножай, кидай в мясорубку, побеждай или проигрывай.
Но все меняется, когда в воздухе появляется дракон – он же принц, он же Пламенный Рыцарь. Управление им осуществляется по тому же принципу, что и в Divinity 2: Ego Draconis, но с одной поправкой – в Dragon Commander ящер летает исключительно с джет-паком, дающим рептилии неслабую прибавку к скорости и маневренности. Принц может перевоплощаться в разных драконов, одни из которых слабы как боевые единицы, зато всесторонне поддерживают войска, а другие только для того и существуют, чтобы жечь, крушить и уничтожать. Тем не менее выиграть отдельное взятое сражение даже самым сильным ящером не представляется возможным – с его помощью можно лишь слегка изменить расклад сил на карте, заткнуть бреши в обороне да поддержать успешное наступление союзных армий. Определить всю степень полезности крылатой рептилии мы сможем только ближе к делу, а пока скажу лишь одно – полеты на драконе действительно впечатляют, причем куда более сильно, чем тактические боестолкновения в чистом, так сказать, виде. Но это пока. Посмотрим, как изменится ситуация в будущем.
Если вы раньше слышали о Divinity: Dragon Commander, то наверняка знаете, что продукт творчества Larian Studios, помимо всего жанрового многообразия, располагает и элементами карточной игры. Мне показали эту систему, но досконально разобраться в ней я не успел по причине банального отсутствия времени. Тем не менее несколько слов о картах все же нужно сказать. Необходимы оные для всякого рода улучшений, активации полезных бонусов и получения всяческих преимуществ. Карты бывают самые разные: полезные и не очень, редкие и часто встречающиеся, боевые и мирные. Пополнить колоду новыми каточками можно всевозможными способами. Одни из них выдаются после выполнения местечковых квестов на борту “Ворона”, другие прилетают в коллекцию после принятия важного политического решения, третьи и вовсе являются подарками от высокопоставленных сановников. Если как следует задобрить того же гнома из числа советников принца, тот может выдать по-настоящему золотоносную карту, которая, если применить ее на той или иной провинции, увеличивает приток денежных средств в несколько раз, а то и больше. С помощью карт можно получать новые технологии, здания и юниты. Само собой, они применяются в бою, точнее, перед ним – игрок выбирает из общей колоды сразу пять карт с теми или иным полезными свойствами. После активации все карточки пропадают.
Можно ли уже сейчас сказать что-либо определенное относительно дальнейшей судьбы Divinity: Dragon Commander? Пока что нет. Игра от Larian Studios определенно заслуживает того интереса, который проявляет к ней игровая общественность, но есть опасения, что сотканный из разных жанров “бельгийский Франкенштейн” если и пойдет, то кривоватой, дерганой походкой – с уверенностью опираясь на ролевую механику, но прихрамывая на тактическом режиме. Также не стоит забывать, что Dragon Commander – это эксперимент, а эксперименты, и это хорошо всем известно, часто заканчиваются неудачно. Но не будем сгущать краски. Представители Larian Studios свое дело знают, и есть уверенность в том, что со своей задачей они справятся в полной мере. Тем более что у них еще есть время на рихтовку, полировку и коррекцию некоторых спорных моментов Dragon Commander.