Макензи Ван Камп — это одна из тех учёных, которые, как боятся разные паникёры, могут однажды взорвать нашу планету. Она сама говорит: «Все самые безумные и странные вещи, которые предсказывает теория квантовой механики — вот что я пытаюсь получить у себя в лаборатории.»
Сейчас, являясь сотрудницей лаборатории Charles Stark Draper Lab (Кембридж, Массачусетс), Ван Камп целыми днями занимается исследованием квантовых сенсоров — это высокоточные устройства, состоящие в основном из облаков атомов, и которые однажды возможно будут использоваться в системах наведения ракет и подлодок.
А ещё они используют для своей работы принципы из той области теоретической физики, что вдохновляла повествование в BioShock Infinite от Irrational Games. Ведь Ван Камп работала у них «научным консультантом».
«Сценаристы могли просто написать «Это магия!», но они не хотели,» говорит она. «Вместо этого они хотели сделать игру, основанную именно на реальной квантовой механике, а не на информации о ней из вторых или третьих рук.» Ван Камп является одной из растущего числа учёных, которые подрабатывают в игровой индустрии, чтобы помочь разработчикам улучшить их истории с точки зрения научной точности. Занимаясь всем, от дизайна существ до конструирования миров, эти консультанты — по сути наёмные «безумные учёные», которые надеятся на то, что более точные с научной точки зрения игры принесут игрокам лучшие ощущения и более глубокое погружение.
«Я занимаюсь тем, что увлекаю людей всеми теми причудливыми и странными вещами, которые мне действительно интересны» добавляет Ван Камп «Какой бы учёный не получал бы от этого процесса столько фана?»
Теперь о Биошоке и том самом нейтроне
Двумя годами ранее креативный директор Irrational Games Кен Левин обратился к Ван Камп, чтобы она провела ликбез по нюансам квантовой механики для его сценаристов. Хотя она никогда не играла в игры серии Биошок, она охотно согласилась.
«Как и все учёные, я испытываю сильные ощущения о том, какой должна быть хорошая научная фантастика» говорит она. У неё было два визита в бостонский офис Irrational, где она «поиграла в профессора», хотя, она тут же поясняет, «моя работа не имела ничего общего с историей в игре или её персонажами. Моей задачей было просто помочь им [сценаристам] избежать неудобств с физикой.»
На первой лекции она рассказала команде сделанную на скорую руку выжимку из истории квантовой механики. На второй она стоя у доски, отвечала на град вопросов от команды сценаристов. «Они пришли уже с целой кипой своих идей и, как я поняла, хотели понять, какие из них можно внести в рациональную вселенную реалистично».
Одной из оставшихся идей и была теория множественных миров, основанная на идее, предложенной в 1950-х Хью Эвереттом, чтобы для каждого возможного решения или выбора вселенная расщепляется на множество отдельных вселенных, так что для каждого исхода был свой мир. Получается, существует бесконечное число возможных вселенных — ключевая часть концовки BioShock Infinite, где Элизабет говорит о том что есть «миллионы миллионов миров, все разные, все одинаковые».
Была ещё одна тема, которая возникла на основе концепции квантовой суперпозиции, идее что частицы могут быть в нескольких местах одновременно. Можно сказать, что Элизабет и Букер — это ходящие и говорящие квантовые суперпозиции. Эти два персонажа существуют во всей бесконечности вселенных — во всех, теоретически возможных для них, состояниях — до тех пор, пока вы, внешний наблюдатель, не начинаете игру. Ваше действие, как вы наблюдаете за игрой — это то «разное» во вселенной, где происходят события игры и получается, что именно вы превращаете множественную неопределённую суперпозицию в определённую последовательность событий, судьбу персонажей.
Ещё одной идеей, которая манила авторов игры, была теория нейтрона с раздвоением личности (в оригинале «шизофренический» нейтрон, но в работе Льва Вайдмана из которой взят этот термин речь идёт именно о таком варианте шизофрении).
Нейтроны это частицы в атомном ядре, но бывают и свободные нейтроны, например в реакциях ядерного распада или синтеза в ядерных реакторах. «Лев Вайдман задумался о том, что бы чувствовал нейтрон, если бы он летел по двум каналам устройства одновременно. Он описывал это, как что-то вроде шизофрении, болезненного и разрушительного чувства.»
Это и происходит с Букером и Комстоком, которые являются одним и тем же человеком из различных временных линий. Оказавшись в одном «временном потоке», оба испытывают потерю памяти, физический распад, даже визуальные глюки, как в повреждённом файле. По сути, Букер/Комсток — это и есть нейтрон с раздвоением личности, пущенный по двум путям одного устройства одновременно.
Хотя так много научной теории было добавлено в игру, говорит Ван Камп, ещё больше в игру не попало. «Но всё равно, сейчас столько всяких дискуссий, которые вызваны игрой. О квантовой механике, теории множественных миров и прочей науке. Как учёный, я была потрясена. И, конечно, очень очень счастлива.»
Перевод второй части статьи, о научном консультанте игры Deus Ex: Human Revolution.